Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

ВсОШ по русскому языку: от муниципального этапа к региональному

23 ноября 4 декабря

Программа смены ориентирована на обучающихся на учащихся 8-9 классов, получивших опыт решения задач муниципального этапа ВсОШ по русскому языку.
Краткое название профильной смены: ВсОШ. Русский язык
Направление: наука
Предмет: русский язык
Специализация: решение олимпиадных задач
Дополнительная специализация: решение олимпиадных задач муниципального и регионального этапов
Возраст обучающихся: 8-9 класс
Количество обучающихся: 16 человек
Форма занятий: очная
Механизм отбора на программу: отбор на программу осуществляется по результатам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: к участию приглашаются победители и призеры. Список участников утверждает экспертный совет программы.

Так как муниципальный этап состоится 13 ноября, предлагаем участникам муниципального этапа заранее подать заявку на смену и начать процедуру оформления документов на профильную смену в Галактику64. Экспертный совет по протоколам муниципалитетов определит список приглашенных, но это будет выполнено буквально перед началом смены.

Актуальность

Актуальность программы прежде всего в её практикоориентированности, нацеленности на анализ выполнения школьниками задач муниципального этапа и подготовке их к заданиям регионального этапа. Отличительная особенность программы состоит в композиционной выстроенности, сочетании разных форм занятий (лекции, практические занятия, квесты, экскурсии, проведение тренировочной олимпиады), решении творческих задач. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью организовать интенсив для детей 8-9 классов в связи с недостаточным умением обучающихся этого возраста готовиться самостоятельно, несформированностью навыка подбора материала и нуждающихся в коррекции и комментарии результатов выполненных задач для продуктивного участия в олимпиадном движении.

Цель образовательной программы

Цель программы – подготовка учащихся к разным этапам ВсОШ по русскому языку.

Задачи образовательной программы

  1. Знакомство учащихся с типологией задач, принципами их составления и решения, основными ошибками при выполнении.
  2. Развитие филологической эрудиции путём включения таких тем, как язык Брайля, литературный квест.
  3. Нравственно-эстетическое развитие учащихся путём просмотра видеоспектаклей по мотивам литературных произведений, посещения музеев, кинотеатров и театров Саратова.
  4. Формирование мотивации учащихся областных школ к интеллектуальному развитию, преодоление «комплекса глубинки», мотивация к саморазвитию и умению пользоваться ресурсами, развивать навык предпрофессиональной коммуникации.

Содержание образовательной программы

Тема1. Олимпиада по русскому языку: особенности составления и решения задач Общее представление об олимпиадах филологического профиля, интернет-ресурсы, информирующие о сроках олимпиад, задачах и ответах, полезной информации при подготовке. Отличие олимпиады по русскому языку от олимпиад по лингвистике и литературе. Характеристика задач и критериев оценки олимпиад на муниципальном этапе. Тема 2. Язык и языки. Словарь как способ узнать и сохранить язык. Русский язык в системе других языков. Основные особенности. Язык как система. Язык Брайля и русский жестовый язык. Спорные вопросы кодификации ресурсов языка. Тема 3. Словообразование в задачах олимпиадного типа Словообразование и морфемика, словообразование НЕ морфемика. Словообразование как процесс. Синхрония и диахрония в словообразовании. Окказиональное словообразование. Основные ошибки при решении словообразовательных задач. Тема 4. Задачи, связанные с классификацией явлений, признаков, категорий Один из наиболее сложных типов задач, приближенный к региональному этапу. Понятие классификации явлений. Использование знаний о грамматике слова и предложения как путь к верной классификации. Грамматические категории в школе и на олимпиаде. Отработка на практике приёма типизации. Тема 5. Перевод в олимпиаде по русскому языку История языка. Традиционные для древнерусского языка слова, смыслы и формы. Русская диалектология. Использование словаря Т.А. Ивановой «Краткий словарь древнерусских слов». Тема 6. Задачи на интерпретацию языкового факта/речевого явления/текстового фрагмента: ресурсы и ошибки Разбор заключительного задания в комплекте олимпиадных задач муниципального этапа в Саратовской области. Навык создания связного текста-рассуждения как ключевое умение при решении задачи. Основные ошибки при интерпретации тем: подмена анализа задачи стереотипными фразами, клише, недостаток филологической эрудиции, неумение анализировать язык и речь «в моменте», «в себе и вокруг себя». Тема 7. Занятия, формирующие общекультурные навыки, филологическую эрудицию, расширяющие кругозор. Кинолекторий: просмотр видеозаписи спектакля К. Хабенского «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери, экскурсия в музей Л. Кассиля, квест, посвящённый, поэтический вечер.

Руководитель программы

Кабанова Марина Игоревна – старший преподаватель кафедры русской филологии на базе МОУ «ГЭЛ» факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Педагогического института СГУ, председатель ПМК и жюри муниципального и регионального этапов ВсОШ по русскому языку

Ведущие преподаватели программы

Семеновская Светлана Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии на базе МОУ ГЭЛ СГУ;

Рогожина Елена Игоревна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики СГУ;

Жандарова Анастасия Николаевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики СГУ;

Алексеева Дина Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Педагогического института СГУ.

Образовательный центр “Галактика64” УЛ. ИМ КЛОЧКОВА В.Г., ЗД 85, СТРОЕНИЕ 2 Саратов, 410053 + Google Map +79172146339 Remove venue